Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Виды функциональной грамотности:
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Нормативные документы
- Федеральный уровень
- Региональный уровень
- Муниципальный уровень
- Приказ Департамента образования города Нижневартовска от 07.09.2022 №581 "Об утверждении плана мероприятий по формированию и оценки функциональной грамотности обучающихся МОО на 2022-2023 учебный год" (смотреть)
- Приказ МБОУ "СШ №25" от 19.09.2022 №576 "Об утверждении плана по функциональной грамотности" (смотреть)
Положения
- Положение о ведении и проверке рабочих тетрадей обучающихся
- Положение о внутренней системе оценки качества образования
- Положение о единых требованиях к устной и письменной речи обучающихся
- Положение о формировании функциональной грамотности
- Положение об организации проектной работы
- Положение по факультативным элективным курсам
- Положение об индивидуальном проекте
Программы
Методическое объединение
- Протокол заседания МО учителей начальной школы
- Протокол заседания МО учителей русского языка
- Протокол заседяния МО учителей общественных и естественных наук
- Протокол заседания МО учителей математики
- Протокол заседения МО учителей физической культуры, технологии, ОБЖ и предметной области «Искусство»
- Протокол заседания МО учителей иностранного языка
Информация
- Виртуальный образовательный марафон "Функциональная грамотность как актуальный результат предметного обучения". (смотреть)
Список ссылок
- Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ https://fg.resh.edu.ru
- Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
- Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
- Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4